Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Урок русского языка в 9 классе

Автор: Дук И. Н. вкл. .

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ТЕМА: Строение СПП, место придаточного по отношению к главному, средства связи и знаки препинания в СПП.

ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить и углубить знания учащихся о значении и структуре спп, о средствах связи придаточного с главным, ознакомить с правилами постановки запятой между придаточным и главным.

ОБОРУДОВАНИЕ:  Таблица «Основные виды сложных предложений»

Авторы: Василенко М.В, Лагутина Е.В., Денисова М.А.

(Таблицы у каждого учащегося) 

Р/р: Составление предложений разных конструкций, развитие монологической речи.

Ход урока:

I. Повторение.

1. Используя таблицу, рассказать о сложных предложениях: на какие группы и по каким признакам они делятся. 

2. Синтаксический разбор предложения.

И вот на Волге наступает утро, /И вот на травах говорит роса, / Березы шелестят светло и мудро, / И, видя их, поверишь в чудеса.

3. Конструирование предложений.

А) Из 2 х простых предложений составить 1 сложноподчинённое предложение.

Нам надо было укрыться от ветра.

Мы зашли в самую чащу леса и расположились у подножия огромного кедра.

Б) Составьте сложноподчинённое предложение, сделав 2е предложение главным, а 1е – придаточным, используя союз чтобы.

Чтобы укрыться от ветра, мы зашли в самую чащу чеса и расположились у подножия огромного кедра.

II. Изложение нового материала.

  1. Сопоставительный анализ составленных предложений.

Вопросы к классу:

- Чем отличаются эти предложения?

- Составьте их схемы.

1) [     ],  и  [     ]      2) (чтобы…),  [     ] 

- Из каких предложений состоит сложноподчинённое?

- Как связаны предложения в спп?

- Перечислите подчинительные союзы.

- Какие части речи выступают в роли союзных слов и являются ли они членами предложения?

Объяснение лексического значения этих слов. Они употребляются в упр. 24           

 

  1. В словарь:                                 

     комментарий

     комментатор

     популярный

  1. Закрепление.

Формирование имений устанавливать смысловые и грамматические связи между главным и придаточным.  

     А) Упр. 24.

Переписать, вставив пропущенные союзы и союзные слова, указать главное и придаточное предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.

     Б) Конструирование предложений. Перестроить спп в простые, заменяя придаточные второстепенными членами.

(Формирование пунктуационных и речевых умений учащихся)

Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.

В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города.

  1. Прочитать предложения, соблюдая правильную интонацию. Упр. 23 (1 – 4)

III. Итог урока.

- Что узнали на уроке?

- Какова структура СПП?

- Место придаточных предложений?

- Какие знаки препинания ставятся в СПП? 

Д/з: П. 5 стр. 14, 18. Упр. 23.