Обучение иностранному языку рассматривается на современном этапе развития методики и психологии как обучение деятельности. В зависимости от новизны мыслительных действий, составляющих ту или иную деятельность, она может иметь различный характер – быть репродуктивной, т.е. повторением выполненных кем-то действий, реконструктивной, когда делаются преобразования по образцу; творческой – когда действия выполняются самостоятельно. Творческая деятельность подразумевает создание нового способа действия. Одним из возможных путей обучения чтению является проблемное обучение.
Помимо термина «проблемная задача» понятийный аппарат проблемного обучения включает такие понятия, как проблема и проблемная ситуация .
Под проблемной ситуацией мы будем понимать весь комплекс условий, необходимых для возникновения проблемы и решения проблемной задачи, а под проблемой – противоречие, требующее разрешения или исследования.
Противоречие, характерное для текстовой проблемной задачи может быть объективно в самом тексте. Постановка проблемы без её решения и с частичным решением, наличие смысловых «скважин». Такие тексты называют текстами с мыслительной задачей.
Проблемная задача состоит из условия (т.е. текст или тексты) и задания. Условие имеет количественные – число текстов и качественные характеристики, – характер представляют в нём информации. В зависимости от числа входящих в задачу текстов различают однотекстовые и многотекстовые задачи.