Система проблемных заданий при обучении чтению на уроках немецкого языка.
Обучение иностранному языку рассматривается на современном этапе развития методики и психологии как обучение деятельности. В зависимости от новизны мыслительных действий, составляющих ту или иную деятельность, она может иметь различный характер – быть репродуктивной, т.е. повторением выполненных кем-то действий, реконструктивной, когда делаются преобразования по образцу; творческой – когда действия выполняются самостоятельно. Творческая деятельность подразумевает создание нового способа действия. Одним из возможных путей обучения чтению является проблемное обучение.
Помимо термина «проблемная задача» понятийный аппарат проблемного обучения включает такие понятия, как проблема и проблемная ситуация .
Под проблемной ситуацией мы будем понимать весь комплекс условий, необходимых для возникновения проблемы и решения проблемной задачи, а под проблемой – противоречие, требующее разрешения или исследования.
Противоречие, характерное для текстовой проблемной задачи может быть объективно в самом тексте. Постановка проблемы без её решения и с частичным решением, наличие смысловых «скважин». Такие тексты называют текстами с мыслительной задачей.
Проблемная задача состоит из условия (т.е. текст или тексты) и задания. Условие имеет количественные – число текстов и качественные характеристики, – характер представляют в нём информации. В зависимости от числа входящих в задачу текстов различают однотекстовые и многотекстовые задачи.
Информация может быть необходимой и достаточной для решения задачи или недостаточной. Задание может вычленять проблему и каким-либо образом нацеливать на её решения, либо ставить перед учащимися задачу самому найти проблему и предложить способы решения. Второй компонент проблемной ситуации неизвестное, включает в себя три стороны действия: цель (т.е. то, что надо сделать), способ (известно, что надо делать, но неизвестно как) и условия. В текстовых проблемных задачах предметом может являться смысловое содержание и форма решения задачи.
Следующий компонент проблемной ситуации – это процесс решения проблемной задачи. Он может протекать самостоятельно или с помощью учителя. В последнем случае различают следующие уровни:
- проблемную задачу формирует учитель и решает её вместе с учащимися;
- проблемную задачу формирует учитель, а решают все ученики;
- учащиеся сами усматривают проблему, формируют проблемную задачу и самостоятельно решают её.
При совместном решении проблемной задачи учащихся вместе с учителем характер помощи может варьировать от минимального до максимального: одобрение действий, наводящие вопросы, критические возражения, вспомогательные задачи, прямой показ способа действия.
Последний компонент проблемной ситуации – субъект. Для успешного решения проблемной задачи ему необходимы знания не только языковые, но и профессиональные. Но поскольку решения проблемной задачи представляет собой творческую деятельность, особое значение приобретает обучаемость учащихся, их творческие способности. Они включают следующие качества: гибкость мышления (легкость переключения), глубину (степень существенно абстрагируемых признаков), самостоятельность (возможность обходиться и без посторонней помощи), экономичность (способность свертывания информации и мыслительных операций), осознанность своих действий, креативность (зоркость в поисках проблемы, легкость генерирования идей), широта мышления (легкость и отдаленность ассоциирования) . Первое качество следует учитывать при переходе от одного типа проблемных задач к другому, облегчая его для тех учащихся, которые не обладают достаточной гибкостью мышления. Глубина мышления будет влиять на проникновение в подтекст, экономичность – на скорость выполнения задания, креативность - на самостоятельное усмотрение проблем и количество вариантов решения, широта на удаленность сталкиваемых в одной проблеме точек зрения.
При выборе текстового материала следует учитывать интересы учащихся: можно предусмотреть несколько вариантов одной задачи с разной тематикой текстов. Если у учащихся преобладает наглядно-образный компонент мышления над словесно-логическим, то в этом случае им будет легче начинать с задач, в которых требуется выразить неизвестное в изобразительном коде – дополнить рисунки недостающими деталями, выбрать те, которые отвечают содержанию текста. Поскольку чтение является рецептивным видом речевой деятельности, важное знание имеют особенности восприятия. Учащимся с аналитическим типом восприятия будет легче даваться такие задачи, в которых необходимо внимание к деталям; с синтетическим – такие, где требуется обобщение, охват нескольких текстов, проблем.
Таким образом, иерархия проблемных задач будет включать однотекстовые и многотекстовые проблемные задачи; проблемные задачи с: а) необходимой и достаточной; б) недостаточной; в) избыточной; г) противоречивой информацией; проблемные задачи с неизвестным: а) предметом; б) способом; в) условием выполнения действия; проблемные задачи, решение которых должно быть выражено в: а) словесном или б) изобразительном коде. Типы задач будут складываться из различного сочетания этих элементов. Каждый тип будет различаться степенью выраженности проблемы, которую нужно решать, - от максимальной, когда она сформулирована в условии, до самостоятельного её усмотрения и степенью самостоятельности учащегося в решении задачи.
Вышеперечисленные параметры позволяют выделить следующие типы проблемных задач:
1. Однотекстовые проблемные задачи с неполной информацией, неизвестное – предмет.
Примерами таких задач могут служить: - вопросы к информации, которой в тексте нет.
Можно использовать текст на стр. 135 учебника для 5 класса Deutsch „Schritte I“, предложив следующее:
- опишите подробнее одну из улиц в этом городе;
- прочтите описание всех мест, которые люди могут посетить, на этой улице;
- сравните текст с рисунками (в учебнике рисунков нет, они должны быть нарисованы заранее).
Или можно поменять задание, дав возможность самим детям пофантазировать и нарисовать эту улицу.
2. Многотекстовые проблемные задачи с неполной информацией, неизвестное – предмет:
- прочтите тексты и определите тенденцию развития;
- прочтите тексты, выражающие разные точки зрения по одному вопросу. Какую ещё точку зрения можно высказать?
3. Однотекстовые проблемные задачи, неизвестное – способ выполнения действия.
Предмет обрисован в общих чертах:
- переделайте текст, сообщающий факты в тексте, выражающий также отношения автора к этим фактам;
- переделайте текст, представляющий собой статистическое описание, в динамическое (описание предмета, его свойств, внешнего вида, в описание того, как он функционирует);
- перескажите текст от имени его модулированных героев (например, отрывок из «Госпожи Метелицы» может быть пересказан от лица «ведра»)
4. Однотекстовые проблемные задачи, неизвестное – условия.
Например:
- Когда и где был написан текст, для чего и для кого он был написан, что можно сказать о его авторе. Разумеется, сам текст не должен содержать прямых указаний на этот счет, могут быть только косвенные данные.
5. Однотекстовые проблемные задачи с противоречивой информацией, неизвестное – предмет.
Такие задачи будут труднее задач с неполной информацией, так как легче придумать новое, чем разрешить уже имеющееся противоречия. Например:
- прочтите текст, в котором высказывается гипотеза и приводятся данные, её подтверждающее. Какая ещё гипотеза может вытекать из этих данных? Какие ещё данные могут подтвердить данную гипотезу? Можно ли привести данные, опровергающие эту гипотезу?
6. Многотекстовые проблемные задачи с противоречивой информацией, неизвестное – способ осуществления действий:
- соединение двух текстов, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.
Это далеко не полный перечень проблемных задач. Наиболее легкими из них будут открытые задачи с неполной информацией и с неизвестным предметом или условием. Задачи с неизвестным способом (поскольку способ в нашем случае — это речь, так что будут неизвестны какие-то особенности речи) являются самыми трудными. Трудность представляют и закрытые задачи, так как обычно они требуют преодоления психологических барьеров, которые решающий ставит сам перед собой.
Задачи, в которых проблему вычленяет учитель, будут легче задач, в которых учащиеся должны усмотреть проблему самостоятельно. Это потребует текстов с несколькими степенями свободы или «столкновения» нескольких текстов, объединенных по тому или иному признаку. Степень отдаленности ассоциаций при подборе таких текстов также будет влиять на трудность задачи.
Таким образом, система проблемных задач будет включать приведенную выше классификацию с разной степенью самостоятельности учащихся при решении задач и с разным характером помощи в случае ее необходимости.
Такие проблемные задачи должны органично входить в более крупную систему текстовых учебно-речевых ситуаций в качестве завершающего этапа работы над текстом, поскольку они являются наиболее трудным, творческим видом работы. Очень хорошо использовать такие задачи (особенно открытые) в качестве домашнего задания: они исключают возможность списывания.