Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: Звук [ш ] и буква Ш, ш.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с новым звуком;
- научить характеризовать звук с акустической и артикуляционной точек зрения;
-учить узнавать графический образ букв, читать слоги, слова с новой буквой;
- продолжение работы по делению слово на слоги, выделению и фиксированию ударного слога;
-продолжение работы над словарным запасом и произношением;
-формирование умений работы в паре, в группе;
-формирование мыслительной операции: сравнения и вывода
Предметные задачи:
-умения и навыки адирования: восприятие речи на слух и понимание
основного содержания;
-знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;
-усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;
-различение на слух и правильное произношение звуков
-знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;
-применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, описание);
-познакомить учащихся с условным обозначением глухого твердого звука [ш] с помощью печатной буквы;
-закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звукобуквенной модели
Тип урока: ОНЗ (Ознакомление с новым знанием)
Личностные УУД:
-способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение; -адекватное восприятие звучащей речи;
Регулятивные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, в группе;
-умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
Коммуникативные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания
Познавательные УУД.
-формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, презентация ( этапы урока, алгоритмы), рисунки шаров, листочки со словами, учебник «Азбука» страница 17, картины:
«В школе», «На уроке», буква Ш, ш.
- Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Сегодня у нас в гостях посмотрите кто? (кошка) Слайд кошка
Кошка какая? (маленькая, рыжая, добрая, нежная…)
Что любит кошка? ( ласку, тепло)
Куда пришла Кошка? ( в школу)
Что будет делать Кошка в школе?
( писать, читать, рисовать, играть,
считать, петь, изучать буквы …)
А мы поможем Кошке сегодня
на уроке? ( да!)
2. Актуализация знаний (5 мин).
Цель: повторить уже известные буквы.
Прочитай слова, ставь знак ударения в каждом слове:
…асы …удо ту…а …айник мя… …ар
-Какую букву поставили вместо точек? (ч)
-Какой звук обозначает буква ч? [ч,]согласный, глухой звук, всегда мягкий.
-Как вы думаете, какое слово лишнее? (шар)
-Почему, объясните!? ( в этом слове мы вместо точек поставили букву ша, а ее мы еще не изучали)
-Еще? (однослоговое).
3. Открытие «новых знаний» (10 мин)
Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема? ( Мы будем изучать звук [ш] и букву «ша»)
-Какие задачи стоят перед нами?
Составление плана работы:
-знакомство со звуком [ ш] и буквой обозначающей этот звук;
-чтение слов , предложений с этой буквой;
-работа в парах и группе;
-составление диалога , рассказа по картине;
-работа по тексту учебника;
-выводы по теме;
На что похожа буква Ш?
Слайд На что похожа буква «Ша»?
ВИЛЫ- Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Буква Е- Посмотри на букву Ш-
Буква очень хорошая
Потому что из нее
Можно сделать Ш и Е!
1. Знакомство со звуком.
Фонетическая зарядка:
-Как шипит змея?(ш-ш-ш)
-Как шипит гусь?(ш-ш-ш)
-При проговаривании звука [ш] что слышится? (шум) Значит, звук какой?(глухой)
-Какой твёрдый или мягкий?( твердый)
Слайд Запомни! Звук [ш ]всегда твёрдый.
2. Знакомство с буквой
Слайд Буква Ш, ш ( рисунок шар, карандаш, кошка)
-Как называется звук [ш]? Буква «Ша»
- Для чего нужна заглавная, строчная буква «Ша»?
При помощи заглавной буквы пишем имена, фамилии людей, названия газет, журналов, книг, городов, сел, деревень, рек , стран, клички животных:
Шура, Шумара, Шанс, Швеция, Шапкино. Шарик….
Молодцы!
Физминутка.
На что похожа буква Ш?
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш…
Шустро мышь под печку –
Шасть!
Как бы в лапы
Не попасть.
В. Степанов
– На что похожа буква Ш? (Ответы детей.)
4. Первичное закрепление знаний. (15 мин).
Цель: Зафиксироватьзнания буквы ш, звука [ш], узнают термин «шипящие согласные звуки»
Групповая работа.
1. Игра «Слоговой аукцион».
На магнитной доске выложены слоги: ма ша
Детям предлагается закончить слова, используя слоги, в которых имеется звук [ш] (машина, Маша, малыш, шалаш, шары, шарик, шаги )
Игра «Доскажите словечко».
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).
Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.
Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.
Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.
2. Дети читают сочетание ши и надпись Запомни!
Игра «Капитаны».
Читаются слоги-слияния. Дается характеристика звуков.
4. Первичное закрепление знаний. (15 мин).
Цель: Зафиксироватьзнания буквы ш, звука [ш], узнают термин «шипящие согласные звуки»
Групповая работа.
1. Игра «Слоговой аукцион».
На магнитной доске выложены слоги: ма ша
Детям предлагается закончить слова, используя слоги, в которых имеется звук [ш] (машина, Маша, малыш, шалаш, шары, шарик, шаги )
Игра «Доскажите словечко».
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).
Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.
Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.
Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.
2. Дети читают сочетание ши и надпись Запомни!
Игра «Капитаны».
Читаются слоги-слияния. Дается характеристика звуков.
5. Закрепление (7 мин)
Цель: отрабатывать навыки чтения с новым звуком
Чтение текста на с. 17.
Вопросы:
– О каком времени года говорится в тексте?
– Куда пошли дети?
– Что они видели в лесу?
– Что собирали ребята?
Дети повторно читают текст, подчеркивая слова с буквой ш. Проводится слого-звуковой анализ этих слов.
. Итог урока (2 мин)
Цель: повторить всё о звуке [ш], зафиксировать правило «ши пиши с буквой и».
Настало время нам подвести итог урока
- Посмотрите на наш план урока и сделайте выводы:
1. Звук [ш] согласный, глухой и всегда твёрдый.
2. После ш слышится звук [ы], но пишется буква и.
Справились мы со своими задачами?
7. Рефлексия (2 мин)
Цель: зафиксировать новое правило, изученное на уроке;
Научиться оценивать собственную деятельность на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности
Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой.
Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – поднимите карточку красного цвета.
– Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – поднимите карточку синего цвета.
Достигли мы цели?