Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Урок русского языка "Единственное и множественное число имён существительных"

Автор: Администратор Сайта вкл. .

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект   урока по русскому языку

на тему

«Единственное и множественное числоимён существительных»

Тема урока:   Единственное и множественное число имён существительных.

Тип урока: знакомство с новой темой.

Форма организации урока: урок- исследование.

 

                   Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

учащихся

 

  Предметные умения

                   УУД

 

Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные»,

подбирать примеры таких существительных , писать с заглавной буквы имена собственные,  дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков;

 Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

сохранять интерес к учебному материалу;

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

Различение звуков, группировка звуков по их характеристике, объяснение лексического значения слов, изменение имён существительных по числам; написание с заглавной буквы имён собственных, классификация  имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых  по значению и объединение их в тематические группы,  нахождение информации ( с помощью взрослых) о значении слов.

Оборудование: компьютер учителя,  

                            мультимедийный проектор,    экран;

                            презентация к уроку;

                          «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина;

                            электронное приложение  к учебнику «Русский язык» В.П.Канакиной;

                            карточки с заданиями;

 I. Организация начала урока.

Итак, русский язык,  друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы  хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Коррекция настроения.

Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, у вас хорошее настроение?

  Сегодня у нас гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории.

СЛАЙД №1.

 А девиз нашего урока:

«Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный »

СЛАЙД №2

Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Чистописание.

2.  Словарная работа.

- На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы.

СЛАЙД №3

   А

   Б

   К

  У

   Ф

   И

   М

   Д

   О

  Ё

   Г

   Ю

   Ы

   Т

   В

  С

   П

   Ё

   Ш

   Э

   Ж

  Е

   Я

   З

Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.

Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.

Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные  звуки.

Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие  согласные  звуки.

Какая буква у вас осталась?

Какие звуки обозначает буква  эм?

Запишите буквосочетания:  1 строка - Мм ,  2 строка – мл  мм  мн  мо (продолжить).

СЛАЙД №4

Дети работают в тетради.

- Послушайте пары слов:

Лисица- заяц, сегодня – вчера, друг- враг, ученик- ученица.

Я буду диктовать первое слово, вы записываете пару, выделяя известные вам орфограммы.

Запись под диктовку.

Взаимопроверка.

СЛАЙД №5

- Прочитайте ёщё раз  слов , подумайте, как  можно назвать эти пары? (антонимы)

   Какую пару можно считать лишней?

- Сегодня- вчера – это не существительные.

   Друг- враг – орфограмма «парные согласные в корне», а в остальных словах «безударный гласный в корне».

- Прочитайте имена существительные. Докажите.

   Назовите их общие признак. (одушевлённые, нарицательные) .

III. Постановка учебной проблемы.

- Уважаемые учёные, мы продолжаем научные исследования.

   Внимание на экран.

СЛАЙД № 6.

Лес, сугроб, дерево, шапка.

Что общего между этими словами.

- Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.

- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения (щелчок слайда):

Мы вошли в зимний …  .  Кругом большие пушистые …  .  На высоких …  лежат снеговые  …  .

IV. Поиск решения, открытие нового знания.

- Уважаемые учёные, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

- Мы  не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

- Как нужно поступить?

- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

СЛАЙД № 7

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.

СЛАЙД №8

Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.

- Запишите последнее предложение, выделяя известные орфограммы.

   Какие орфограммы выделили.

   Укажите  грамматическую основу предложения.

   Какой часть речи выражено подлежащее?

   Какими ещё членами предложения могут быть имена существительные?

V. Физминутка.

 
 

- Продолжаем.  Внимание на экран.

СЛАЙД № 9.

Сугроб- сугробы,  дерево – деревья, шапка- шапки.

- В каком числе стоят слова первого столбики? Второго?

- Слова первого столбика  в единственном числе , второго- во множественном.

  Изменилось число существительных.

СЛАЙД № 10

Имена существительные изменяются по числам.

VI. Закрепление изученного материала.

- На рисунке у нас вот такие шапки. А о каких шапках идёт речь в предложении?

СЛАЙД № 11. Снежные шапки.

 

Работа с электронным приложением «Русский язык».

  1. Открываем электронное приложение.
  2. Находим тему № 31. Входим.
  3. Выбираем упражнение «Анимация», слушаем до цифры 3.
  4. Закрываем окно упражнения.

Работа с учебником стр. 61 правила.

Работа с электронным приложением «Русский язык».

  1. Выбираем второе упражнение.
  2. Работаем в паре.
  1. Закрываем окно упражнения.
  1. Выходим из приложения.

Работа с учебником.

 Самостоятельная работа упр. 105 .

Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.

Взаимопроверка.

VII. Итог урока.

- Какие новые знания об имени существительном  открыли юные учёные?

VIII. домашнее задание.

-  Выучить правила стр.61-62, упр. 106.

 

   А

   Б

   К

  У

   Ф

   И

   М

   Д

   О

  Ё

   Г

   Ю

   Ы

   Т

   В

  С

   П

   Ё

   Ш

   Э

   Ж

  Е

   Я

   З

Мы вошли в зимний   …      .  

Кругом большие пушистые      …              .  

На высоких     …        лежат

снеговые      …      .