Тема занятия: «Я умею слушать других»
Занятия с использованием новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и средств ИКТ для обучающихся 1 класса).
Тип занятия: учебное, изучение нового материала.
Оборудование, необходимое для проведения занятия: компьютер с выходом в Интернет и колонками, проектор с экраном, доска с магнитами (не обязательно).
Раздаточный материал для каждого ребёнка набор из 15 цветных прямоугольников в конверте; чёрно–белая картинка с изображением рюкзака, лист А5 для рисования, цветные и простой карандаши.
Технологии, использованные при проведении занятия:
проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, рефлексивного обучения, сказкотерапия, цветовая терапия, музыкотерапия; ЦОР: видеоролик с физкультминуткой; ИКТ: презентация.
Цели:
Образовательная |
Познакомить с новым видом работы: иллюстрирование сказки цветной бумагой |
Развивающие |
Способствовать развитию анализа, синтеза, абстрактного, образного и критического мышления, слуховой и зрительной произвольной памяти, произвольного внимания, наблюдательности, произвольности и саморегуляции поведения. |
Воспитательная |
Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых) |
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения |
· формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; · развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (личностные УУД). |
направленные на достижение метапредметных результатов обучения |
· развитие умения работать с информацией; · развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); · формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД) · формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; · формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; |
направленные на достижение предметных результатов обучения |
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; |
Ход занятия.
1. Организационный этап Здравствуйте, ребята!
Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!»
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (весёлый, внимательный, воспитанный, вежливый, великодушный, вкусный, всезнающий, волшебный и т.д.)
2.Основная часть
Упражнение:
«На уроке так хочется, чтобы учитель спросил тебя, если ты знаешь верный ответ. Но в классе есть и другие ребята, которые тоже хотят ответить на вопрос учителя. Но школьнику надо учиться слушать других.
Детям предлагаются 3-4 картинки из школьной жизни, из которых нужно выбрать те, где нарисованы дети, которые умеют слушать других. Сначала ребёнок рассказывает небольшой рассказ по картинке, состоящий из двух – трёх предложений, а затем отвечает на вопрос: умеет ли этот ребёнок слушать других. Затем обучающимся предлагается в своих листочках раскрасить аккуратно те картинки, где нарисованы дети, умеющие слушать других (из 4-х одна картинка).
Упражнение 3. «Цветная сказка» (7-10 минут).
Каждому ребёнку раздаётся конверт с набором из 15 цветных прямоугольников, которые обучающиеся выкладывают в верхней части парты в ряд.
«Давайте посмотрим на прямоугольники и перечислим цвета. Раскладываем прямоугольники вместе со мной на верхней части парты по порядку: жёлтый, жёлтый, коричневый, коричневый, синий, белый, чёрный, розовый, серый
Синий, оранжевый золотой, красный, зелёный, фиолетовый»
Упражнение 4. (4-5 минут)
Расскажи соседу интересный случай, потом послушай его историю. Договорись с ним, к какому случаю вы будете рисовать картинку. Нарисуй её и красиво подними руку.
Упражнение 5. (4-5 минут)
«А теперь вспомним, куда складывает свои вещи путешественник? Конечно, в рюкзак! У вас есть у каждого листочек с изображением рюкзака. Вы должны договориться с соседом о том, как вы будете его раскрашивать. Пусть каждый его у себя раскрасит так, чтобы рюкзаки получились одинаковые. Когда справитесь с заданием, сравните рисунки и красиво встаньте около своей парты».
3.Заключительная часть. (2-3 минуты)
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Отвечаем на вопросы: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что было необычного?», «Что получилось?», «Что не получилось?».
«Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Вы сегодня молодцы!
До следующей встречи!»
Дополнительно:
С диагностической целью в начале и конце занятия обучающимся предлагается выбрать цветной кружок (шесть основных цветов по два кружка каждого вида стоят на парте в коробочке), соответствующий настроению и положить его на край стола. На детей, у которых в начале занятия цвет: коричневый или чёрный, нужно обратить особое внимание, чаще, чем к другим обращаться. Если в конце занятия цвет изменится на более яркий, то это будет свидетельствовать о положительной динамике. Также нужно обратить внимание на детей, у которых цвет изменится наоборот.
Список используемой литературы:
1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I–IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М. : «Ось-89», 2008. – 272 с.
2. Фопель К. Чуткие ушки! Игры для маленьких детей от 3 до 99 лет. Набор из 24 карточек. – М.: Генезис, 2012.
3. Хухлаеева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2008. – 344с.
4. Хухлаеева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Генезис, 2013. – 79с.
Электронные источники информации:
1. Статья «Технологическая карта урока. Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/624812/
2. Видео физкультминутки: http://www.youtube.com/watch?v=6WJaf2YtMzA
3. Изображения девочек: http://babypodarok.ru/p/posts/origin/2363.jpg,
http://fashionforyou.ru/img/jurnal/yhod_za_kozhei/f92e94250878770657638dd5c9cf7b66.jpg
4. Изображения мальчиков: http://veselajashkola.ru/wp-content/uploads/images/825e63caa786dccfb8f48d228de901d2-501x332.jpg
http://ya-uznayu.ru/images/img-content/zevaet.gif.Изображение рюкзака: http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/26f6bac08cd87eb6085dc4230493ee9e.jpg
Занятия с использованием новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и средств ИКТ для обучающихся 1 класса).
Тип занятия: учебное, изучение нового материала.
Оборудование, необходимое для проведения занятия: компьютер с выходом в Интернет и колонками, проектор с экраном, доска с магнитами (не обязательно).
Раздаточный материал для каждого ребёнка набор из 15 цветных прямоугольников в конверте; чёрно–белая картинка с изображением рюкзака, лист А5 для рисования, цветные и простой карандаши.
Технологии, использованные при проведении занятия:
проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, рефлексивного обучения, сказкотерапия, цветовая терапия, музыкотерапия; ЦОР: видеоролик с физкультминуткой; ИКТ: презентация.
Цели:
Образовательная |
Познакомить с новым видом работы: иллюстрирование сказки цветной бумагой |
Развивающие |
Способствовать развитию анализа, синтеза, абстрактного, образного и критического мышления, слуховой и зрительной произвольной памяти, произвольного внимания, наблюдательности, произвольности и саморегуляции поведения. |
Воспитательная |
Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых) |
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения |
· формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; · развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (личностные УУД). |
направленные на достижение метапредметных результатов обучения |
· развитие умения работать с информацией; · развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); · формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД) · формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; · формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; |
направленные на достижение предметных результатов обучения |
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; |
Ход занятия.
1. Организационный этап Здравствуйте, ребята!
Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!»
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (весёлый, внимательный, воспитанный, вежливый, великодушный, вкусный, всезнающий, волшебный и т.д.)
2.Основная часть
Упражнение:
«На уроке так хочется, чтобы учитель спросил тебя, если ты знаешь верный ответ. Но в классе есть и другие ребята, которые тоже хотят ответить на вопрос учителя. Но школьнику надо учиться слушать других.
Детям предлагаются 3-4 картинки из школьной жизни, из которых нужно выбрать те, где нарисованы дети, которые умеют слушать других. Сначала ребёнок рассказывает небольшой рассказ по картинке, состоящий из двух – трёх предложений, а затем отвечает на вопрос: умеет ли этот ребёнок слушать других. Затем обучающимся предлагается в своих листочках раскрасить аккуратно те картинки, где нарисованы дети, умеющие слушать других (из 4-х одна картинка).
Упражнение 3. «Цветная сказка» (7-10 минут).
Каждому ребёнку раздаётся конверт с набором из 15 цветных прямоугольников, которые обучающиеся выкладывают в верхней части парты в ряд.
«Давайте посмотрим на прямоугольники и перечислим цвета. Раскладываем прямоугольники вместе со мной на верхней части парты по порядку: жёлтый, жёлтый, коричневый, коричневый, синий, белый, чёрный, розовый, серый
Синий, оранжевый золотой, красный, зелёный, фиолетовый»
Упражнение 4. (4-5 минут)
Расскажи соседу интересный случай, потом послушай его историю. Договорись с ним, к какому случаю вы будете рисовать картинку. Нарисуй её и красиво подними руку.
Упражнение 5. (4-5 минут)
«А теперь вспомним, куда складывает свои вещи путешественник? Конечно, в рюкзак! У вас есть у каждого листочек с изображением рюкзака. Вы должны договориться с соседом о том, как вы будете его раскрашивать. Пусть каждый его у себя раскрасит так, чтобы рюкзаки получились одинаковые. Когда справитесь с заданием, сравните рисунки и красиво встаньте около своей парты».
3.Заключительная часть. (2-3 минуты)
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Отвечаем на вопросы: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что было необычного?», «Что получилось?», «Что не получилось?».
«Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Вы сегодня молодцы!
До следующей встречи!»
Дополнительно:
С диагностической целью в начале и конце занятия обучающимся предлагается выбрать цветной кружок (шесть основных цветов по два кружка каждого вида стоят на парте в коробочке), соответствующий настроению и положить его на край стола. На детей, у которых в начале занятия цвет: коричневый или чёрный, нужно обратить особое внимание, чаще, чем к другим обращаться. Если в конце занятия цвет изменится на более яркий, то это будет свидетельствовать о положительной динамике. Также нужно обратить внимание на детей, у которых цвет изменится наоборот.
Список используемой литературы:
1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I–IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М. : «Ось-89», 2008. – 272 с.
2. Фопель К. Чуткие ушки! Игры для маленьких детей от 3 до 99 лет. Набор из 24 карточек. – М.: Генезис, 2012.
3. Хухлаеева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2008. – 344с.
4. Хухлаеева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Генезис, 2013. – 79с.
Электронные источники информации:
1. Статья «Технологическая карта урока. Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/624812/
2. Видео физкультминутки: http://www.youtube.com/watch?v=6WJaf2YtMzA
3. Изображения девочек: http://babypodarok.ru/p/posts/origin/2363.jpg,
http://fashionforyou.ru/img/jurnal/yhod_za_kozhei/f92e94250878770657638dd5c9cf7b66.jpg
4. Изображения мальчиков: http://veselajashkola.ru/wp-content/uploads/images/825e63caa786dccfb8f48d228de901d2-501x332.jpg
http://ya-uznayu.ru/images/img-content/zevaet.gif.Изображение рюкзака: http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/26f6bac08cd87eb6085dc4230493ee9e.jpg