Эссе «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики».
Эссе «Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках математики».
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способнымразвиваться
дальше без помощи учителя».
ЭлбертХаббарт.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, иницирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?
Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.
Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.
Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.
Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.
Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
Формированию коммуникативных УУД на уроках математики способствует работа в группах и в парах. Она развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.
Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:
- учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
- учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
- учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.
Применение коммуникативных УУД
- сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение одноклассников, не перебивая; принятие коллективного решения
- овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Игра «Верёвочка»
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=4653
Упражнение «Выкинуть на пальцах»
Всей группе на «раз-два-три» надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата.
http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=4587
Упражнение «Домино»
Время проведения: 20 мин.
Цель: помочь участникам ближе познакомиться, осознать, что внутри одной группы есть различия и сходства.
Материалы: не требуются.
Один из участников загадывает две индивидуальные черты, а затем говорит их группе, например: Слева – я студентка, а справа – у меня два брата. Те двое участников, которые подходят по этим определениям, берут за руку (правую или левую) первого участника (в зависимости от общих черт) и добавляют еще какую-нибудь черту для свободной руки. Например: слева – я студентка, справа – у меня карие глаза. Необходимо, чтобы участвовали все. В итоге должен получиться замкнутый круг.
Если объявленная черта не подходит ни к одному из участников, и домино не подбираются, необходимо, чтобы игроки придумали новый признак, так чтобы продолжить цепочку.
Важно, чтобы члены группы установили физические контакты, благодаря этому повысится чувство принадлежности к группе.
http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=3797
Упражнение «Коллективный счет»
Цель: Повышение уровня согласованности внутригруппового взаимодействия.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.
Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.
Упражнение прислала Елена Гайнанова
http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=1072
Упражнение «Найти пару»
Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; творческое взаимодействие с другими членами группы; развитие у членов группы установки на взаимопонимание; развитие умений выразить себя невербальными средствами.
Время: 10 минут.
Материалы: полоски бумаги с названиями животных.
Играющим раздаются полоски бумаги, на которых написаны названия животных. Не разговаривая, каждый должен найти свою «пару»: такое же животное. Пары становятся в круг. Каждая пара изображает свое животное, остальные должны отгадать, что это за животное.
Так же можно придумать не сложные примеры на одной половине полосок, а на второй половине – ответы к примерам. Найти пару: пример-ответ.
http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=1022
Упражнение-ледокол «Счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход проведения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=1012
Упражнение «Веселый счет»
Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.
Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.
Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=997
Упражнение «Коллективная арифметика»
Участвуют 4 человека. Каждый из участников берет карточку с несложным арифметическим действием, например 100*100. Полученные результаты каждой карточки складываются. Называется полученная сумма. Время – 60 секунд. Ведущий может создавать помехи, каждые 15 секунд громким голосом объявляя оставшееся время.
http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=883
Упражнение «Математика»
Цель: сплочение коллектива, развивает память и внимание.
Дети сидят в кругу. Тренер дает задание: «Начинаем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания.
http://www.trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=85
Задания, формирующие коммуникативные
универсальные учебные действия.
На уроках математики для развития коммуникативных УУД используются задания на развитие устной научной речи. Для этого в учебниках представлены определения научных понятий, утверждения, требующие доказательства. Эффективными заданиями являются работы в парах или в группах.
Тема: «Сумма углов треугольника» - 7 класс, геометрия
После изучения и доказательства теоремы о сумме углов треугольника в парах или в группе обсуждается вопрос: «Может ли треугольник иметь: а) два прямых угла; б) два тупых угла; в) один прямой и один тупой угол?». В зависимости от количества учащихся можно разделить три вопроса по группам, каждая из которых должна обосновать свой ответ. Затем ответы каждой группы представляет всеобщему вниманию один из членов группы.
Тема «Уравнения» - 5 класс, математика
На этапе закрепления учащимся предлагают разделиться на 2-3 группы. Каждой группе даются задания по числу учащихся в группе и таблица соотнесения ответов к определенной букве. В группе каждый член решает по одному уравнению, находит ответ. Затем в группе ответы записывают в порядке возрастания чисел, каждому числу в таблице ищут соответствующую букву, в конце которой должно получиться ключевое слово. Если такого ответа в таблице нет или слово не получается, то вместе с группой ищут ошибку в своих решениях. Работу в группах можно провести как соревнование, что побуждает учащихся к плодотворной работе.
https://open-lesson.net/3356/