Урок русского языка в 9 классе
ТЕМА: Строение СПП, место придаточного по отношению к главному, средства связи и знаки препинания в СПП.
ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить и углубить знания учащихся о значении и структуре спп, о средствах связи придаточного с главным, ознакомить с правилами постановки запятой между придаточным и главным.
ОБОРУДОВАНИЕ: Таблица «Основные виды сложных предложений»
Авторы: Василенко М.В, Лагутина Е.В., Денисова М.А.
(Таблицы у каждого учащегося)
Р/р: Составление предложений разных конструкций, развитие монологической речи.
Ход урока:
I. Повторение.
1. Используя таблицу, рассказать о сложных предложениях: на какие группы и по каким признакам они делятся.
2. Синтаксический разбор предложения.
И вот на Волге наступает утро, /И вот на травах говорит роса, / Березы шелестят светло и мудро, / И, видя их, поверишь в чудеса.
3. Конструирование предложений.
А) Из 2 х простых предложений составить 1 сложноподчинённое предложение.
Нам надо было укрыться от ветра.
Мы зашли в самую чащу леса и расположились у подножия огромного кедра.
Б) Составьте сложноподчинённое предложение, сделав 2е предложение главным, а 1е – придаточным, используя союз чтобы.
Чтобы укрыться от ветра, мы зашли в самую чащу чеса и расположились у подножия огромного кедра.
II. Изложение нового материала.
- Сопоставительный анализ составленных предложений.
Вопросы к классу:
- Чем отличаются эти предложения?
- Составьте их схемы.
1) [ ], и [ ] 2) (чтобы…), [ ]
- Из каких предложений состоит сложноподчинённое?
- Как связаны предложения в спп?
- Перечислите подчинительные союзы.
- Какие части речи выступают в роли союзных слов и являются ли они членами предложения?
Объяснение лексического значения этих слов. Они употребляются в упр. 24 |
- В словарь:
комментарий
комментатор
популярный
- Закрепление.
Формирование имений устанавливать смысловые и грамматические связи между главным и придаточным.
А) Упр. 24.
Переписать, вставив пропущенные союзы и союзные слова, указать главное и придаточное предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.
Б) Конструирование предложений. Перестроить спп в простые, заменяя придаточные второстепенными членами.
(Формирование пунктуационных и речевых умений учащихся)
Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.
В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города.
- Прочитать предложения, соблюдая правильную интонацию. Упр. 23 (1 – 4)
III. Итог урока.
- Что узнали на уроке?
- Какова структура СПП?
- Место придаточных предложений?
- Какие знаки препинания ставятся в СПП?
Д/з: П. 5 стр. 14, 18. Упр. 23.