Урок "Поиска информации в Интернете", 9 класс
Цель:
Освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете.
уметь ориентироваться в логических уровнях организации информации.
Задачи:
Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;
Развивающая – развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации.
Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения:
Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование:
- Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер.
- Презентация к уроку <Приложение 1>
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте ответим на несколько вопросов из изученных вами ранее тем и повторим правила ТБ при работе за компьютером:
- ТБ.
- Какие виды компьютерных сетей вам известны?
- Что такое Интернет?
- Какие программы для выхода в Интернет вам известны? Какое общее название у этих программ?
- Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?
Спасибо за ответы. Молодцы!
2. Изучение новой темы. Технологии поиска информации в сети Интернете
Учитель: А сейчас мы поговорим о поиске информации в Интернете (Приложение 1, слайд1).
Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.
Для поиска в сети Интернет можно пользоваться специализированными сервизными службами, которые позволяют по ключевым словам найти тот или иной документ. Их называют поисковыми системами. Кроме поисковых систем, существую метапоисковые системы. Они не имеют свои поисковые машины, а пользуются возможностями других поисковых систем.
Поисковые системы представлены для пользователей в виде веб-страниц с удобной навигацией. Достаточно ввести адрес системы, и необходимая страница представлена вашим услугам. Другая возможность, встроенная в браузер, представлена на панели в виде кнопки «Поиск»
- Скажите какие способы поиска информации вы знаете?
Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд2):
- Указание адреса страницы.
- Передвижение по гиперссылкам.
- Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
Остановимся на каждом из них:
– (Приложение 1, слайд3): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
– (Приложение 1, слайд4): Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.
Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.
– (Приложение 1, слайд5): Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.
(Приложение 1, слайд6): Что же такое – поисковая система?
Во всемирной паутине Интернет находится несколько тысяч поисковых систем. У каждой системы свои достоинства и недостатки. Критерием выбора поисковой системы могут служить такие характеристики, как:
- Принцип работы поисковой системы.
- Удобство использования.
- Сложность языка запросов.
- Скорость работы.
(Приложение 1, слайд7): Существуют 2 основных типа поисковых систем Интернет: индексные и классификационные (каталоговые).
Индексные поисковые системы, работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в сети Интернет содержимое серверов, индексируют всю информацию, содержащуюся в них и вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных.
Каталоговые системы поиска содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего пополняются вручную.
(Приложение 1, слайд8): Основные понятия и характеристики результатов поиска.
Информационная потребность – сведения и данные, необходимые пользователю в данный момент.
Свойство релевантности – совокупность документов, которая соответствует запросу.
Полнота поиска – отражает отношение релевантных откликов к количеству всех возможных документов, удовлетворяющих информационную потребность потребителя.
Точность поиска – выражает отношение совокупности релевантных откликов, к количеству всех выданных документов.
(Приложение 1, слайд9): А теперь давайте попробуем вывести правила поиска информации в сети Интернет?
- Учитывать особенности естественного языка.
- Не допускать орфографических ошибок.
- Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.
- Не писать большими буквами.
- Исключать из поиска не нужные слова.
(Приложение 1, слайд10): Понятие языка запросов.
Синтаксис языка |
Значение |
Пример |
! |
Запрет перебора всех словоформ |
! педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы) |
+ |
Обязательное присутствие слов в найденных документах |
Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет) но обязательное условие наличие слова «пятница» |
& |
Обязательное вхождение слов в одно предложение |
Педагогическая & система |
«» |
Поиск устойчивых словосочетаний |
«педагогическая система» (учитывается строгая последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключеная) |
А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд11):
– Назовите основные способы поиска информации?
– Какие два вида поисковых машин вы знаете?
– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.
– Назовите правила поиска информации?
- Для чего используются языки запросов?
3. Физкультминутка
Упражнения для глаз
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.
4 Практическая деятельность за ПК: Работа в группах по поиску информации в Интернет
Учитель: А теперь рассаживаемся за компьютеры и выполним практическую работу. (Приложение 1, слайд12). Во время выполнения работы учитель контролирует процесс поиска, для того чтобы ученики не увлекались праздным чтением сайтов, так как им необходимо не только найти нужную информацию, но и сравнить поисковые системы; помогает исправить формулировку запроса, если ученик не нашел ни одного желаемого документа.
- Сколько стран и какие входят в Евросоюз?
- Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на красной площади?
- В каком году изобрели компьютерную мышь?
- На каком этаже в Эрмитаже висит коллекция гобеленов?
- Сколько этажей в Главном здании Московского университета?
- Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации?
- Какова максимальная глубина Черного моря?
5. Сообщения от учащихся результатов поиска
После выполнения задания учащиеся сообщают результаты поиска информации.
6. Подведение итогов урока В конце урока учитель подводит его итог, оценивает работу учащихся.