ЕГЭ: как пережить без стрессов и тревог
педагог-психолог МБОУ СОШ №15,
высшая квалификационная категория
Экзамен – это серьёзное эмоциональное переживание! Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроения, как ребёнок настроит себя. Умению сдавать экзамены никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
При подготовке необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими, использовать формулы самовнушений:
- Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями;
- Я спокойный и выдержанный человек;
- Я смогу справиться с заданием;
- Я с хорошим результатом пройду все испытания;
- Я справлюсь!
Самое главное – снизить напряжение и тревожно и обеспечить подходящие условия для занятий. А на экзамене научиться владеть своими эмоциями.
Например: при подготовке концентрируйте внимание на ключевых мыслях и усвойте правило 3 – х карандашей:
Внимательно не торопясь, прочтите вопросы по предмету;
- Значком первого цвета отметьте вопросы, ответы на которые хорошо и даже без подготовки можете ответить;
- Значком другого цвета пометьте вопросы, ответы на которые знаете слабо;
-Значком третьего цвета – вопросы, ответы на которые вы не знаете или знаете плохо.
По соотношению этих цветов вы увидите состояние своей подготовки, при таком способе подготовки уходит не нужное волнение.
На тренингах с выпускниками мы используем «КУБ» для рисования, с целью увидеть, как можно усилить своё ощущение уверенности. Во время занятий снимается и снижается напряжение, создаётся психологический эффект позитивной установки. После тренинга проводим шеринг чувств и ощущений своего внутреннего «Я», высказываем мысли вслух, этим самым придаём уверенность в себе и друг другу, опираясь на сильные стороны каждого, делимся опытом подготовки к экзаменам.
На одной стороне «КУБа» дети рисуют символ (образ) уверенности, своё эмоциональное состояние перед экзаменом, на другой – после экзамена, дети показывают свои внутренние характеристики этого состояния.
После каждого занятия обсуждаем ПРИНЦИП СЕМИ «У»:
- УРАВНОВЕШЕННОСТИ
- УСПЕШНОСТИ
- УВЕРЕННОСТИ
- УДИВИТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ
- УБЕДИТЕЛЬНОСТИ И СЕРЬЁЗНОСТИ
- УПОРНОСТИ И НАСТОЙЧИВОСТИ
- УМЕНИЯ СЕБЯ ОРГАНИЗОВАТЬ