Даты проведения Итогового сочинения в 2016-2017 учебном году
7 декабря 2016 г. 1 февраля 2017 г. 3 мая 2017 г.
Тематические направления итогового сочинения-2016:
1. Разум и чувство 2. Честь и бесчестие
3. Победа и поражение 4.Опыт и ошибки
5. Дружба и вражда
1. «Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие».
- В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение».
- Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки».
- В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда».
- Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческойдружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Примерная структура итогового сочинения
- Итоговое сочинение должно быть логичным, последовательным и с тщательно продуманной композицией.
- Чтобы оно соответствовало данным требованиям, его необходимо писать по определенному плану (структуре).
- Классическая структура сочинения выглядит так:
- Вступление;
- Основная часть:
- тезис №1 + аргумент;
- тезис №2 + аргумент;
- тезис №3 + аргумент.
- Заключение.
- Важно помнить, что основная часть сочинения должна быть больше по объему, чем вместе взятые вступление и заключение.
- Тезис может быть только один, если этого достаточно для раскрытия темы и достижения необходимого количества слов в тексте.
- Однако педагоги отмечают, что лучше всего формулировать две пары «тезис + аргумент».
Требования к ученикам
- Поскольку итоговое сочинение отражает уровень грамотности ученика и его умение оперировать имеющейся информацией, то очень важно, чтобы он написал его самостоятельно.
- На экзамене строго пресекаются все попытки к списыванию и использованию запрещенных вспомогательных материалов. Правилами проведения испытания четко регламентировано, что можно и чего нельзя делать при написании сочинения.
- Так, на рабочем столе ученика должны находиться только: ручка с чернилами черного цвета (тип ручки выпускник может выбирать по собственному усмотрению); документ, подтверждающий личность; орфографический словарь, который выдают члены комиссии; при необходимости лекарства, вода или питание.
- При написании сочинения строго воспрещается пользоваться мобильным телефоном или другими средствами связи, заметками, справочными материалами, художественными произведениями, одним словом всем, что не входит в вышеуказанный список.
- Также нельзя выносить темы сочинения за пределы аудитории. Нарушение данных правил влечет за собой автоматический «незачет» по экзамену.
Запомни, идущий на экзамен!!!
- Итоговое сочинение – это полноценный и очень важный экзамен, который традиционно длится 3 часа 55 минут и оценивается по системе «зачет/незачет».
- Минимальный объем работы составляет 250 слов, рекомендованный – не менее 350 слов.
- Для успешной сдачи испытания, сочинение должно отвечать пяти основным критериям:
- соответствие заданной теме;
- аргументированность с опорой на литературный материал;
- высокое качество речи;
- логичность и композиция рассуждений;
- грамотность.
- Основными считаются критерии «1» и «2», если сочинение не будет соответствовать хотя бы одному из них, то по нему будет выставлен «незачет».
- «Зачет» обеспечит работа, отвечающая двум главным критериям («1» и «2») и как минимум одному из остальных.
- Если ученик, все же, получит «незачет», то у него будет возможность пересдать экзамен немного позднее.
- К написанию итогового сочинения также могут допускаться выпускники более ранних лет, которые готовятся к вступлению в ВУЗы.
Где искать информацию
- sochinenie11.ru
- Сайт «Могу писать»
- Сайт «ФИПИ»
Несколько советов
Разберитесь в структуре сочинения: не путайте с сочинением ЕГЭ (есть, конечно, общее!!!)
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня…
Начните читать и делать выписки.
Делайте это каждый день.
Пишите сочинения в течение всего года: и для первого экзамена, и для ЕГЭ.
Распечатайте таблицы разновидностей грамматических и речевых ошибок (пригодится и на ЕГЭ!)
Активнее работайте на уроках литературы, не бойтесь высказывать собственное мнение: это всегда интересно
Интернет станет другом, если вы будете читать полезную информацию о сочинении
Читайте внимательно исправления учителя, анализируйте, уточняйте, исправляйте. Главное – не будьте к себе равнодушны.