О ПРОЕКТЕ «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Межведомственный проект «Культура для школьников» реализуется совместно Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации. Проект направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие школьников, повышение культурной грамотности подрастающего поколения.
Идея проекта заключается в реализации комплекса мероприятий, включающего в себя разнообразные виды освоения произведений искусства и художественной культуры, вариативные способы обмена впечатлениями и формирования собственного мнения по поводу искусства и культуры у школьников. Основываясь на положениях Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, проект обеспечивает цельность культурного и образовательного пространства России и преемственность содержания, форм и методов освоения культурного наследия России школьниками разных возрастных групп.
В ходе реализации проекта обучающиеся познакомятся с лучшими образцами театрального, музыкального, изобразительного искусства, кинематографии, литературы и народной культуры. Проведение мастер-классов, встреч с выдающимися деятелями культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре будет способствовать развитию творческих компетенций, креативного мышления и метапредметных навыков обучающихся. Принципиальным условием реализации проекта является добровольность участия в нем школьников.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Целью проекта является культурное просвещение обучающихся, активное привлечение детей и молодежи к изучению художественной культуры и искусства, мотивация школьников к освоению ценностей отечественной культуры и повышение культурного уровня подрастающего поколения.
Задачи проекта:
- разработать и внедрить новый формат культурного просвещения школьников через их активное погружение в культурное пространство страны;
- повысить общий уровень знаний школьников о культурном богатстве страны и развить художественный вкус;
- сформировать эмоционально-ценностное и эстетическое восприятие мира искусства, навыки и умения отражать собственное мнение о произведении искусства в текстовой форме;
- предоставить возможность социального лифта для выпускников школ, проявивших талант в овладении культурными компетенциями.
НОРМАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992г. N 3612-1) (ред. от 05.12.2017г.);
- Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ в редакции от 28.11.2015г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.»;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015г. №683);
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017г. №203);
- Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р);
- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016г. № 326-р);
- Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014г. №808;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018г. №204;
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014г. №1618-р);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. №1493);
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413);
- Историко-культурный стандарт;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, 24.12.2018г.
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА:
Реализация проекта основывается на следующих принципах:
- принцип добровольности участия школьников в мероприятиях проекта;
- принцип открытости, то есть участвовать в мероприятиях проекта может любой школьник;
- принцип доступности, так как участие в мероприятиях проекта является бесплатным;
- принцип компетентности, предполагающий, что разработкой и подготовкой мероприятий проекта занимаются признанные специалисты в области культуры и искусства.
Методологическую основу разработки содержания и процесса реализации проекта составляют следующие подходы:
1. Культурологический подход, в рамках которого культура понимается как единый процесс, проходящий определенные этапы развития. Историю культуры рекомендуется изучать в хронологическом порядке по выделенным историческим эпохам для понимания логики смысловых и художественных изменений. Знакомство школьников с произведениями искусства осуществляется посредством таких форм освоения как очное общение (посещение спектаклей, выставок, кинопоказов, встреч с деятелями культуры и искусства и др.) и виртуальное (знакомство с Интернет-ресурсами: сайтами музеев, филармоний, специализированными сайтами о искусстве и культуре). В тех населенных пунктах, где нет стационарных учреждений культуры, рекомендуется организовать периодические выезды в театры, концертные организации, музеи, кинотеатры. Для знакомства с контентом народной культуры рекомендуются к посещению дома народного творчества, культурно-досуговые учреждения, дома ремесел.
2. Культурно-исторический подход, который определяет развитие ребенка как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С. Выготский). Знакомство с культурой должно основываться не на отрывочных знаниях, а на преемственности программ проекта.
3. Дифференцированный (личностно-ориентированный) подход позволяет учитывать интересы, запросы и цели освоения содержания проекта школьниками разных возрастных групп и типов личности. Содержание проекта предусматривает двустороннюю направленность погружения учащихся в пространство культуры и искусства: с одной стороны, приобщение к культурным практикам осуществляется через посещения учреждений культуры, с другой стороны, через освоение произведений искусства в Интернет-пространстве.
4. Системно-деятельностный подход, который позволяет совмещать актуальные для школьников разного возраста формы освоения искусства в рамках структурированной системы, учитывающей все виды развития обучающихся (урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование). Данный подход заключается в таком способе организации познавательной деятельности школьников, при котором они являются ее активными участниками. Школьникам предоставляется возможность участия в различных видах познавательной и творческой деятельности, предложенных в рамках каждого из трех блоков проекта: «Культпоход», «Культурный клуб», «Цифровая культура». В зависимости от особенностей регионального компонента возможны и иные оригинальные форматы в рамках предложенных блоков.
Проект «Культура для школьников» реализуется в 3 БЛОКАХ:
- «Культпоход»
Виды организации взаимодействия с произведениями культуры: спектакли, концерты, выставки, кинопоказы, экскурсии (в т.ч. виртуальные), фестивали радиоспектакли и т.д.
- «Культурный клуб»
Виды организации взаимодействия с произведениями искусства: мастер-классы, встречи, беседы, интервью с деятелями культуры (писателями, поэтами, артистами, художниками и др.), квесты, игры, викторины по произведениям искусства, вечера (литературные, музыкальные, культурные и другие известные личности), флэш-мобы, путешествия, спектакли, кинопоказы, лекции-семинары и др.
- «Цифровая культура»
Виды организации взаимодействия с произведениями культуры: мультимедийная форма (аудио-, видеозаписи спектаклей, театральных постановок, концертов, концертных номеров, кинофильмов, встреч, литературных вечеров, выступлений артистов, выставок, экскурсий и др.).
Каждый блок представляет собой 7 направлений:
- Изобразительное искусство,
- Музыка,
- Литература,
- Архитектура,
- Кинематограф,
- Театральное искусство,
- Народная культура
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
- Проект "Культура для школьников"
- Проект "Культура для школьников". Методические материалы
- Проект "Культура для школьников" (ВКонтакте)
- Ежегодная акция "Культурная суббота"
- Исторический портал «ИСТОРИЯ.РФ»
- Культурный портал «КУЛЬТУРА.РФ»
- Культурный портал «PRO.КУЛЬТУРА»
- Рубрика #КалендарьPRO
- Телеканал "Россия - Культура"
- Национальная электронная библиотека (НЭБ)
- Российская государственная детская библиотека (РГДБ)
- Российская сеть культурного наследия