Из опыта работы. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Автор: Администратор Сайта вкл. .

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

cКурс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема  повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом  количестве уроков русского языка повторение их на практике бывает крайне сложно, так как  просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка, которые имеют место в ЕГЭ.

Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. Рекомендую  с пятого класса систематически вести орфоэпические, орфографические, толковые словарики. Также, начиная с пятого класса, практически на каждом уроке давать небольшие тесты по изученному материалу.

К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.

Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первом уроке русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Следующий этап - диагностический тест за курс 5-9 классов.

 Диагностическая работа проводится для того, чтобы выявить пробелы в знаниях, чтобы сами ученики пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я  выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.  Это, в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия: класс впоследствии делится на две-три группы (1 группа – учащиеся, способные получить «4-5», 2 группа – учащиеся, способные получить «4-3», 3 группа – слабые учащиеся). Хочется сказать, что большую помощь в нашей школе оказывают учителя русского языка, за которыми закрепляются слабые ученики по 2-3 человека для индивидуальных занятий.  Разрабатывается   тематика дополнительных занятий в связи со спецификой работы с каждой группой учащихся. Работа в этих группах  ведется с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена.

На каждого ученика заводится папка, где собирается материал для успешной сдачи ЕГЭ. В эту папку входит следующий материал: диагностические карты, график сдачи зачётов по темам, алгоритмы рассуждений по заданиям.

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение изученного материала. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов:  работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический диктант, пунктуационный и синтаксический  разбор предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок. Хочется сказать, что эти виды работ я использую на уроках и дополнительных занятиях с пятого класса.

Считается, что самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку  - это сочинение. Его образно называют «коридором», по которому можно войти в желаемый вуз. А чтобы проход по этому «коридору» был свободным и широким, необходимо хорошо подготовить выпускников к написанию сочинения.

Я думаю, что с  пятого класса дети должны учиться анализировать текст,  владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к   экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

На занятиях в старших классах по подготовке к сочинению  можно использовать приём «идеального сочинения», в группах по 5 человек распределить обязанности: 1 ученик  – выявляет проблему текста,2 даёт комментарий, 3 - определяет авторскую позицию, 4 формулирует собственную позицию и даёт аргументацию, 5 пишет заключение. Класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа зачитывает наработанное. Класс вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение.

Вышесказанное не является пределом и эталоном для любого учителя-словесника при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый  учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.