«Дидактические игры на уроках русского языка»

Автор: Администратор Сайта вкл. .

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

1.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

 

 

2.Дидактическая игра «Будь внимателен». 
Цель:
активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. 

Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши: 
1. Жили в хижине чижи, 
Мыши, ежики, стрижи, 
В гости к ним идут моржи 
И жирафы и ужи. 
2. Жилет, животное , живот, 
Жирафы, живопись, живет, 
Шиповник, шины, камыши, 
Машины и карандаши, 
Кружить, служить, дружить и жить, 
Спешить, смешить, 
Шипеть и шить. 
Все сочетания ЖИ и ШИ 
Только с буквой И пиши! 

 

3.Игра «Бумеранг»

 

Цель: воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.

 

                 Найди синоним.

 

Простой человек (бесхитростный), про­стая задача (легкая), простая истина (про­писная); беспокойный человек (неугомон­ный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

 

                 Найди антоним.

 

Близкий берег (далекий), близкий чело­век (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий ко­лодец (мелкий), глубокие знания (поверх­ностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

 

4.«Фразеологический зверинец».

 

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

 

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык). 

 

5. «Сколько точек — столько звуков»

 

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

 

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.

 

6.Дидактическая игра: «Одним словом». 
Цель
: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 
1. Обрубок дерева - …(чурбан). 
2. Шестьдесят минут-…(час). 
3. Густой частый лес- …(чаща). 
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и 

 

7.Дидактическая игра: « Все наоборот». 
Цель:
закрепить написание слов с сочетанием –чн-.

Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 

 


8.Дидактическая игра: « Замени букву». 
Цель:
активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

 

дочка ручка 
бочка речка 
ночка свечка 
кочка печка 
точка почка 
тучка дочка 
тачка ночка 

 


9.Дидактическая игра « Найди ошибку». 
Цель:
развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. 

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. 

10.Дидактическая игра «Найди пару». 
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. 
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. 
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.

 

 
11. Дидактические задания и упражнения. 
Цель
: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление. 

1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине. 
2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д. 
3. Выпишите слова с разделительным Ь: 
Целый день лежит тюлень, 
И лежать ему не лень. 
Жаль, тюленье прилежание 
Не пример для подражания. 
(Б. Заходер) 
Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы! 
Вот бы тебе серый, да волчьи ноги! 
Вот тебе, косой, да рысьи когти! 
-Э-э, что мне клыки да когти? 
Душа – то у меня все равно заячья. 

 


12.Дидактическая игра: Все наоборот.
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей.

Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.
Игрушка для елки-…(елочная игрушка)
Герой сказки- … (сказочный герой)
Сок яблока-… (яблочный сок)
Суп из молока -…(молочный суп)
Варенье из клубники-… (клубничное варенье)
Каша из гречки-… (гречневая каша)
Вода из речки-… (речная вода)
Скважина в замке -…(замочная скважина)
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.


13.Дидактическая игра: Назови один предмет.
Цель: отработка способов проверки безударных гласных.

Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.

14. Дидактическая игра: Большая буква.

Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т.е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая -
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.

В букве большой-
Уважения знак.(С.Измайлов)

15. Дидактическая игра: Пол-минутки для шутки.
Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.

Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили- были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.

16.Дидактическая игра: Составь слово.
Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова.

Оборудование: карточки с буквами русского алфавита.
Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А,Л,С,М,Ь,О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т.д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше сло

17. Дидактическая игра: Найди ошибку.
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Примерный материал:
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

18. Дидактическая игра: Найди пару.
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.

Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.

19.Дидактические задания и упражнения.
Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.

1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине.
2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д.
3. Выпишите слова с разделительным Ь:
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежание
Не пример для подражания.
(Б. Заходер)
Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!
Вот тебе, косой, да рысьи когти!
-Э-э, что мне клыки да когти?
Душа – то у меня все равно заячья.
4.Шарады.
Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене
Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне),
А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,
В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.
(Уголь-угол) (Полька-полка).
Без М – в лесу мне красоваться;
С М – суда меня боятся.
(Ель-мель).

20.Дидактическая игра: Заполни квадрат.
Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова.

Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки – картинка.
Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д.
Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются за каждое верно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко.