Печать

Использование современных педагогических технологий в преподавании химии при работе с обучающимися.

Автор: Администратор Сайта вкл. .

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Перед школой стоит важнейшая задача подготовки грамотных выпускников. Эта задача может быть решена упорной работой учителей средней школы, путем творческого усвоения знаний и методов деятельности, формирующих творческое мышление обучаемых. Несмотря на то, что методика обучения может значительно повышать успешность усвоения знаний, учитель должен помнить, что главное в его работе -  это  не только обширность и глубина  его научных представлений. В отличие от других специалистов-химиков, ему недостаточно просто знать химию и владеть химическими знаниями и умениями .Можно знать химию , но быть плохим учителем. Чтобы научить, нужно хорошо знать  детей, особенности их психологии в разном возрасте, в совершенстве владеть методами и приемами обучения, представлять себе конечные цели обучения и знать пути и средства их достижения. Характер отобранных и используемых при обучении знаний непосредственно влияет на тип мышления. Один из типов творческого мышления – научное мышление – формируется в процессе обучения на базе научных знаний.

ы

Учитель  химии должен знать:

  1. образовательные, воспитательные и развивающие цели в процессе обучения учащихся химии;
  2.  содержание школьной программы, учебников, учебных и методических пособий по химии и нормативной документации;
  3. теоретические основы методики преподавания химии; си­стема методов обучения химии и контроля его результатов; систему учебного оборудования школьного кабинета химии и требования к нему; технику безопасности при работе в школьном кабинете химии и охрану труда; порядок приобретения, хране­ния и использования любого средства обучения, технические средства обучения, их дидактические возможности;
  4. современные технологии обучения.

Хотелось бы уделить особое внимание технологиям обучения химии.

Технология обучения химии — это особый вид методики обучения химии, который предусматривает:

—                 тщательно продуманную модель учебного процесса, отражающую четко сформулированный методический замысел и спланированный конечный результат;

—                 специально методически обработанное (преобразованное) в соответствии с замыслом химическое содержание;

—                 систему методов и средств обучения химии, ориентированную на реализацию содержания с целью развития мышления обучаемых, учета их интересов и потребностей, обладающую свойством инвариантности, т. е. воспроизводимую в сходых условиях школьной действительности, минимально за­висимую от индивидуальности учителя. При всем этом важно, чтобы организация обучения создавала ситуацию успеха;

—                 достаточно точный временной режим;

—                 диагностику достигнутости промежуточных и конечного результата.

Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения, отобранные с помощью длительных предварительных обсуждений дидактические единицы содержания, но особенность технологии в том, что все это соединено вместе и завязано в жесткую, строгую систему. Технология обучения возникает как результат накопления методического опыта многих учителей.

  Технологии обучения классифицируются:

—                 по организационным формам (коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.);

—                 по доминирующему методу обучения (программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение, обучение на основе соревнования, опережающее обучение и пр.);

—                 по адресной направленности (для одаренных детей, для трудных детей, для классов коррекции и т. д.);

—                 по характеру общения между учителем и учеником (технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т. п.).

Так как у меня еще не очень  большой опыт работы и к моему большому сожалению, нет универсальной технологии, которую можно было бы применять в работе -  приходится использовать ряд технологий, комбинируя их. Поэтому для достижения основной цели – научить, из большого количества современных технологий в своей работе я применяю следующие:

- Технология сотрудничества

- Технология проблемного обучения  (в разных видах и в сочетания);

-  Программированное обучение химии  (относится к  индивидуализированным технологиям)

- Технология дифференцированного обучения.

- Здоровьесберегающие технологии

- Информационно – коммуникационные технологии.

-  Технология разноуровневого обучения

- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и методы обучения, повышают творческую активность учащихся.

Так или иначе, выбор той или иной технологии зависит прежде всего от:   

  1. специфики содержания обучения (учебного материала)
  2.  уровня развития технической оснащенности учебного процесса
  3. уровня  подготовленности обучающихся
  4. от возрастных особенностей обучающихся
  5. физического состояния обучающихся
  6. количества обучающихся.

Независимо от типа занятий, будь это урок или внеурочная деятельность, здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах занятий, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности, тем самым, позволяя учащимся немного отвлечься и отдохнуть.

При проведении уроков в классах среднего звена  используются : технология проблемного обучения  (в разных видах и в сочетаниях), программированное обучение химии  ( относится к индивидуализированным технологиям), технология дифференцированного обучения,  информационно – коммуникационные технологии, технологии  разноуровневого обучения и , наверное, самая любимая для учеников - технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. Благодаря этим технологиям можно развить интерес  к предмету и раскрыть потенциал обучаемых.

При проведении занятий по внеурочной деятельности с  классами старшего звена, из вышеперечисленных технологий  чаще всего я использую технологию сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, индивидуализированные технологии (программированное обучение) и технологии проблемного обучения  (в разных видах и в сочетания). В основном, в работе со старшеклассниками проблемные ситуации возникают при решении экспериментальных задач.

Использование этих технологий позволяет учащимся подготовиться к итоговой аттестации.

В рамках национального проекта в  нашей школе  прошло обновление материально-технической базы профильных кабинетов. Получен кабинет естествознания. Теперь, помимо нового современного оборудования, у нас появилась цифровая лаборатория по химии.  Использование такого оборудования позволяет широко применять вышеперечисленные технологии, обеспечивая при этом повышение уровня познавательного интереса, интеграцию теоретических знаний с практическим опытом и развитием творческой активности обучающихся.

Так, полученное новое оборудование я часто использую при проведении групповых занятий с учащимися старших классов профильного уровня. Например, на одном из занятий учащиеся проводили экспериментальную работу по теме «Эндотермические реакции. Растворение нитрата аммония в воде». Целью этой работы являлось наблюдение за изменением температуры в процессе растворения кристаллов нитрата аммония в воде.

В ходе проведенной практической работы учащиеся наглядно изучили и зарисовали полученный график зависимости температуры от времени при растворении нитрата аммония в воде.