Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Урок литературного чтения в 1 классе

Автор: Администратор Сайта вкл. .

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Тема: Звук [ш ] и буква Ш, ш.

Цель урока:

- Познакомить учащихся с новым  звуком;

- научить характеризовать звук с акустической и артикуляционной точек зрения;  

-учить узнавать графический образ букв, читать слоги, слова с новой буквой;

 

- продолжение работы по  делению слово на слоги, выделению и фиксированию ударного слога;

-продолжение работы над словарным запасом и произношением;

-формирование умений работы  в паре, в группе;

-формирование мыслительной операции: сравнения и вывода

Предметные задачи:

-умения и навыки адирования:  восприятие речи на слух и понимание

основного содержания;

-знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;

-усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;

-различение на слух и правильное произношение звуков

-знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;

-применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным  тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, описание);

-познакомить учащихся с условным обозначением глухого твердого звука [ш]  с помощью печатной буквы;

-закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звукобуквенной  модели

Тип урока: ОНЗ (Ознакомление с новым знанием)

Личностные УУД:

-способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение; -адекватное восприятие звучащей речи;

Регулятивные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, в группе;

-умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;

Коммуникативные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания

Познавательные УУД.

-формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, презентация ( этапы урока, алгоритмы), рисунки  шаров, листочки со словами, учебник «Азбука» страница 17, картины:

«В школе», «На уроке», буква Ш, ш.

  1. Мотивация  к учебной деятельности  (1-2 мин)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Сегодня у нас в гостях посмотрите кто?  (кошка) Слайд кошка

Кошка какая? (маленькая, рыжая, добрая, нежная…)

Что любит кошка? ( ласку, тепло)

Куда пришла Кошка? ( в школу)

Что будет делать Кошка в школе?

( писать, читать, рисовать, играть,

 считать, петь, изучать буквы …)

А мы поможем  Кошке сегодня

на уроке? ( да!)

2. Актуализация знаний   (5 мин).

Цель: повторить уже известные буквы.

Прочитай слова, ставь знак ударения в каждом слове:

 …асы     …удо    ту…а        …айник    мя…         …ар

-Какую букву поставили вместо точек? (ч)

-Какой звук обозначает буква ч? [ч,]согласный, глухой звук, всегда мягкий.

-Как вы думаете, какое слово лишнее? (шар)

-Почему, объясните!?  ( в этом слове мы вместо точек поставили букву ша, а ее мы еще не изучали)

-Еще? (однослоговое).

3. Открытие «новых знаний»  (10 мин)

Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема? ( Мы будем изучать  звук [ш] и букву «ша»)

-Какие задачи стоят перед нами?

Составление плана работы:

-знакомство со звуком [ ш] и буквой обозначающей этот звук;

-чтение  слов , предложений  с этой буквой;

-работа в парах и группе;

-составление диалога , рассказа по картине;

-работа по  тексту учебника;

-выводы по теме;

На что похожа буква Ш?

  Слайд   На что похожа буква  «Ша»?

ВИЛЫ- Шура сено ворошил,

             Вилы в сене позабыл.

Буква Е- Посмотри на букву Ш-

Буква очень хорошая

Потому что из нее

Можно сделать Ш и Е!

1. Знакомство со звуком.

Фонетическая зарядка:

-Как шипит змея?(ш-ш-ш)

-Как шипит гусь?(ш-ш-ш)

-При  проговаривании звука [ш] что слышится? (шум) Значит, звук какой?(глухой)

-Какой твёрдый или мягкий?( твердый)

Слайд  Запомни!   Звук [ш ]всегда твёрдый.

2. Знакомство с буквой

Слайд Буква  Ш, ш ( рисунок шар, карандаш, кошка)

-Как называется звук [ш]? Буква «Ша»

- Для чего нужна заглавная, строчная  буква «Ша»?

При помощи заглавной буквы пишем имена, фамилии людей, названия  газет, журналов, книг, городов, сел, деревень, рек , стран, клички животных:

Шура, Шумара, Шанс, Швеция, Шапкино.  Шарик….

Молодцы!

Физминутка.

На что похожа буква Ш?

                        Шагает кошка не спеша,

                        Коготки, как буква Ш…

                        Шустро мышь под печку –

                        Шасть!

                        Как бы в лапы

                        Не попасть.

                                               В. Степанов

– На что похожа буква Ш? (Ответы детей.)

4. Первичное закрепление знаний. (15 мин).

Цель: Зафиксироватьзнания буквы ш, звука [ш], узнают термин «шипящие согласные звуки»

Групповая работа.

 1. Игра «Слоговой аукцион».

На магнитной доске выложены слоги:        ма                   ша

Детям предлагается закончить слова, используя слоги, в которых имеется звук [ш] (машина, Маша, малыш, шалаш, шары, шарик, шаги )

Игра «Доскажите словечко».

                        Если мы растем на ели,

                        Мы на месте, мы при деле.

                        А на лбах у ребятишек

                        Никому не нужно… (шишек).

Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.

Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.

Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.

2. Дети читают сочетание ши и надпись Запомни!

Игра «Капитаны».

Читаются слоги-слияния. Дается характеристика звуков.

4. Первичное закрепление знаний. (15 мин).

Цель: Зафиксироватьзнания буквы ш, звука [ш], узнают термин «шипящие согласные звуки»

Групповая работа.

 1. Игра «Слоговой аукцион».

На магнитной доске выложены слоги:        ма                   ша

Детям предлагается закончить слова, используя слоги, в которых имеется звук [ш] (машина, Маша, малыш, шалаш, шары, шарик, шаги )

Игра «Доскажите словечко».

                        Если мы растем на ели,

                        Мы на месте, мы при деле.

                        А на лбах у ребятишек

                        Никому не нужно… (шишек).

Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.

Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.

Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.

2. Дети читают сочетание ши и надпись Запомни!

Игра «Капитаны».

Читаются слоги-слияния. Дается характеристика звуков.

5. Закрепление  (7 мин)

Цель:  отрабатывать навыки чтения с новым звуком

Чтение текста на с. 17.

Вопросы:

– О каком времени года говорится в тексте?

– Куда пошли дети?

– Что они видели в лесу?

– Что собирали ребята?

Дети повторно читают текст, подчеркивая слова с буквой ш. Проводится слого-звуковой анализ этих слов.

. Итог  урока (2 мин)

Цель: повторить всё о звуке [ш], зафиксировать правило «ши пиши с буквой и».

Настало время  нам подвести итог урока

- Посмотрите на наш план урока и сделайте выводы:

1. Звук [ш]  согласный, глухой и всегда твёрдый.

2. После ш слышится звук [ы], но  пишется буква и.

Справились мы со своими задачами?

7. Рефлексия  (2 мин)

Цель: зафиксировать новое правило, изученное на уроке;

Научиться оценивать собственную деятельность на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности

            Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой.

 Я прошу проанализировать вашу работу на уроке.  Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – поднимите карточку красного цвета.

– Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – поднимите карточку синего цвета.

Достигли мы цели?