Положение о проектной деятельности обучающихся 1-4 классов
Принято на заседании
педагогического совета школы
протокол от 26.12.2017 № 9
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ СОШ № 15
от 16.01.2018 № 15
Положение
о проектной деятельности обучающихся 1-4 классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 15
имени Героя Российской Федерации Е.Д. Шендрика
муниципального образования Тимашевский район
1. Общие положения
1.1.Проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса, в организации и обеспечении которой участвуют все педагогические структуры школы.
1.2.Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку исследовательских навыков, развитие творческих способностей и логического мышления обучающихся.
1.3.Заниматься проектной деятельностью могут обучающиеся любого класса на добровольной основе.
1.4.Проект может быть индивидуальным или групповым.
1.5. Обучающиеся разрабатывают и реализуют как учебные, так и социальные проекты, темы которых они выбирают самостоятельно или по предложению педагогов.
1.6.Руководителем группового проекта может быть ученик, педагог или родитель.
2.Цель проектной деятельности
Создание условий для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных умений (навыков) обучающихся.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
- Ø Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Ø Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
- Ø Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
3.Задачи
3.1. Обучение школьников технологии проектной деятельности.
3.2.Качественное усвоение знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
3.3.Развитие организаторских навыков, приобретение опыта совместной деятельности по достижению учебных или социально-значимых целей.
3.4.Формирование у обучающихся позитивного отношения к себе и окружающему миру, создание условий для самопознания.
3.5. Формирование у учащихся умения делать выбор и нести ответственность за его последствия.
4. Понятия:
4.1. Проект
· это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов,
· это замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического продукта
· это всегда творческая деятельность.
- проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
- Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
4.2. Типология проектов
- По ведущему методу или виду деятельности: исследовательский, творческий, игровой.
- По предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
- По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые.
Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Творческие проекты: литературные вечера, спектакли, экскурсии и т.д.
5. Организация проектной деятельности
5.1. В проектной и исследовательской деятельности принимают участие учащиеся с 1 по 4 классы.
5.2. Для осуществления проектно-исследовательской деятельности учащихся определяется руководитель проекта. Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
Работа над проектом осуществляется одним или двумя учащимися. Учащиеся начальной школы могут выполнять проекты в группах, но не более пяти человек.
6.Алгоритм проектной деятельности (этапы работы над проектом)
6.1. Поисковый этап
- Определение тематического поля и темы проекта.
- Поиск и анализ проблемы.
- Постановка цели проекта.
6.2. Аналитический этап
- Анализ имеющейся информации.
- Сбор и изучение информации.
- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
- Анализ ресурсов
6.3. Практический этап
- Выполнение запланированных технологических операций.
- Текущий контроль качества.
- Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
6.4. Презентационный этап
- Подготовка презентационных материалов.
- Презентация проекта.
- Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
6.5. Контрольный этап
- Анализ результатов выполнения проекта.
- Оценка качества выполнения проекта.
7. Результаты проектной деятельности
7.1.Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт.
7.2.Формами отчётности проектной деятельности являются:
для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;
для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчёты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели и др.
8. Подведение итогов проектной деятельности
8.1. Учебные проекты, разработанные обучающимися в рамках уроков, оценивает учитель-предметник.
8.2. Экспертная оценка проектов осуществляется по пятибалльной шкале по следующим критериям:
-полнота раскрытия темы;
-логика изложения материала;
-культура оформления проектной документации;
-владение докладчиками материалами проекта, способность аргументировано отвечать на вопросы жюри;
-культура речи докладчиков.
9.Защита проекта
9.1. Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
9.2. Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.
Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
— Игра с залом.
— Научный доклад.
— Отчет исследовательской экспедиции.
— Пресс-конференция.
— Путешествие.
— Реклама и др.
10.Обязанности руководителя проекта
10.1.Оказывает помощь участникам проекта в определении темы, идеи проекта, определения его конечного продукта.
10.2.Координирует деятельность участников проекта, контролирует выполнение производимых работ в соответствии с планом работы группы.
10.3. Консультирует участников проекта по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.