Материалы

Положение об образовательном проекте обучающихся 5-8 классов

Автор: Администратор Сайта вкл. .

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Принято на заседании

педагогического совета школы

протокол  от 26.12.2017 № 9

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБОУ СОШ № 15

от 16.01.2018  № 15

Положение

об образовательном  проекте  обучающихся 5-8 классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 15

имени Героя Российской Федерации Е.Д.Шендрика

муниципального образования Тимашевский  район

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ№15 (утвержденной приказом МБОУ СОШ№15 от 28.08.2015 № 182), Программой формирования УУД.

1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над образовательным   проектом (далее Проект) в связи с переходом на ФГОС ООО.

1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.

1.4. Проект представляет собой учебный проект, выполненный обучающимся или группой обучающихся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочных занятий  с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности, умении работать в группе,  способность проектировать и осуществлять результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

1.5. Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, педагог-организатор   или социальный педагог.

1.6. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом.

1.7. Проект может  быть групповым и  индивидуальным.

1.8. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

 

                            2. Цели и задачи выполнения проекта

2.1. Для обучающихся:

Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.

2.2. Для педагогов:

Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

2.3. Задачами выполнения проекта являются:

         2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

         2.3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно ее использовать).

         2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.

         2.3.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления.

         2.3.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).

         2.3.6. Формирование ИКТ-компетенций.

         2.3.7. Формирование коммуникативных УУД, умений работать в группе, распределять и выполнять различные функциональные роли.

 

3. Возможные виды проекта и формы их представления

 

Вид проекта

Основные характерные элементы

Результат (продукт) проектной деятельности

Социальный

Решение практических задач, поставленных заказчиком.

а) письменная работа: эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, публикация, газета, журнал, пакет рекомендаций, путеводитель, сценарий, справочник, словарь и т. д.;

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, сказки, теста,  письма в … , праздника, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, оформления кабинета, атрибутов несуществующего государства, бизнес-плана, веб-сайта,

видеофильма, атласа, карты, серии иллюстраций, учебного пособия,

чертежа, экскурсии и т. д.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; костюм, модель и т. д.;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, анализ данных социологического опроса, выставка, игра, коллекция, система школьного самоуправления и т.д.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы . Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов.

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов.

Игровой и ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, экскурсия и т.п.).

.

4. Требования к оформлению проекта

5.1. В состав материалов готового проекта включаются:

       1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм.

       2) дополнительные сопроводительные материалы (при необходимости).

5.2. Общие требования к оформлению работ:

  • Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, кегль 12 с интервалом между строк – 1,5.  Размер  полей: верхнее – 2 см,  нижнее – 1,5 см, левое  - 3 см, правое – 2 см.
  • Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
  • Все разделы плана (введение, основная часть, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
  • Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
  • Объем текста работы, включая титульный лист и список литературы, не должен быть менее 8 печатных страниц. Приложения  должны составлять не более 10 страниц.
  • Страницы работы и приложений нумеруются отдельно арабскими цифрами (внизу страницы, посередине)

 

5. Защита проекта

6.1. Защита проекта может происходить в рамках уроков, внеурочных занятий, на ученических конференциях и др.

6.2. Процедура защиты состоит из 5-8 минутного выступления учащихся, в котором раскрывается  актуальность,  цели, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы учителя, руководителя проекта, учащихся.

6.3. Учащиеся имеет возможность публично представить результаты работы над проектом и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности.

6.4. Обучающиеся могут использовать мультимедийные формы для защиты своего проекта.

 

6. Критерии оценки проектной работы

6.1. Оценка за выполнение проекта может быть выставлена по одному из предметов учебного плана в рамках текущей аттестации учащихся. 

6.2. Примерное содержательное описание каждого из критериев для учителя  (руководителя) проектной работы:

 

Критерий

Содержание критерия

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

 

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение  знаний и решение проблем

Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и /или обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

 

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

Предметные знания

Умение раскрыть содержание работы. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой /темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В

работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствовали грубые ошибки.

Продемонстрировано в ходе работы над проектом свободное владение

предметом проектной деятельности. Грубые ошибки отсутствовали, неточности имели место быть, либо отсутствовали.

Регулятивные действия

 

Умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени. Использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца, некоторые этапы выполнялись при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Коммуникативные действия

Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена.  Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Новизна подхода и полученных решений, актуальность, практическая значимость полученных результатов

 

Является описательным критерием и может быть учтена как дополнительный балл к общей оценке проектной работы.

 

 

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

 

Базовый уровень

Повышенный уровень

Авторы проектов / исследований:

  • владеют навыками по определению темы проекта, цели и задач, формулированию гипотезы и планированию работы над проектом;
  • имеют выработанные представления о композиции и структуре проектной работы, о виде продукта проектной работы;
  • обладают умениями применять теоретические методы, элементы экспериментального исследования;
  • умеют правильно описывать источники информации и составлять тезисы к работе;
  • имеют навыки по написанию доклада для защиты проекта и созданию презентации;
  • степень включенности учащегося в проект не превышает 50%.

 

 

Авторы проектов / исследований:

уверенно владеют умениями и навыками, соответствующими базовому уровню;

создают проекты с обязательным применением методов экспериментального исследования и последующей апробацией его результатов;

имеют выработанные представления о составлении паспорта исследовательской части работы;

обладают устойчивыми умениями создания презентации проектной работы в формате «Power Point» и составления защитной речи, а также умениями вести дискуссию по теме своей работы;

степень самостоятельности учащегося при реализации задач проекта составляет примерно 70 %.

 

Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. В процессе работы над проектом учащийся продемонстрировал неустойчивую динамику отношения к выполняемой работе, консультирование и решение вопросов, связанных с работой над проектом практически всегда являлось инициативой руководителя.

Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. В процессе работы над проектом учащийся продемонстрировал устойчивую динамику отношения к выполняемой работе, консультирование и решение вопросов, связанных с работой над проектом практически всегда являлось инициативой учащегося.